Реставрационная фотовыставка. Как возрождали рисунки Боголюбова

 

bog_restavratsiya02

20 АВГУСТА — 27 СЕНТЯБРЯ 2013

Реставрационная фотовыставка «СОХРАНЯЯ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ К 95-летию ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря и 190-летию А.П. Боголюбова. Акварели и рисунки А.П. Боголюбова после реставрации в ВХНРЦ имени И.Э. Грабаря».

Недавно после почти 100-летнего перерыва коллекция рисунков художника-мариниста, виртуозного мастера акварели Алексея Боголюбова была представлена широкой аудитории. Сотрудники отдела реставрации графики ВХНРЦ имени И.Э. Грабаря отреставрировали и подготовили к экспонированию 35 графических листов из собрания Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева. Сегодня к празднованию 95-летия Центра Грабаря и 190-летию А.П. Боголюбова в здании боголюбовского особняка мы предлагаем посетить совместную выставку, рассказывающую о том, как проходили работы по восстановлению уникальных артефактов, позволяющую получить представление о сути работы реставраторов и ознакомиться с рядом реставрационных открытий. Экспозиция выставки включает в себя тридцать пять информационных стендов, на которых одновременно показаны изображения графических работ А.П. Боголюбова до и после реставрации в натуральную величину и воспроизведения увеличенных фрагментов восстановленных произведений с наиболее значительными повреждениями. Реставрационная фотовыставка будет проходить с 20 августа по 27 сентября по адресу ул. Сущёвская 14.

Несмотря на то, что рисунки не имели видимых значительных повреждений, а судьба их была достаточно благополучна (автор лично передал произведения в собрание музея, где они и хранятся по сей день), сохранность коллекции была под угрозой. Еще в начале XX века акварели были монтированы на подложки из темно-красного бархатного картона. В результате взаимодействия с монтировочным клеем темно-красный пигмент окрасил бумажную основу акварелей, проявившись на произведениях в виде уродливых пятен. По мнению экспертов, процесс окисления начался практически сразу после монтирования на подложку. Однако обнаружились тяжелые последствия лишь несколько десятилетий спустя. Длительное время никто не брался за восстановление коллекции. В 2010 году Саратовский музей передал рисунки на реставрацию в ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря.

Основная проблема, стоявшая перед реставраторами, заключалась в том, как отделить акварели и рисунки от красной подложки, не разрушив хрупкой бумажной основы, а затем – как удалить пигмент, не повредив авторского красочного слоя. В процессе работы выяснилось, что некоторые произведения оказались двусторонними – на оборотах листов, отсоединенных от подложек, были обнаружены графические зарисовки и эскизы, выполненные А.П. Боголюбовым. Подобные реставрационные открытия, хотя и значительно усложняющие работу реставраторов, – всегда значительное событие, позволяющее дополнить представление о творческом наследии художника.