Картина. Стиль. Мода.

kartina_kat
  Произведения изобразительного искусства - картины, рисунки, акварели, скульптуры - всегда выражают стиль эпохи. Особенно если в них присутствуют сцены из жизни. Одежда, манера поведения людей, окружающая их обстановка - детали, в которых отражается время, его общественные и социальные особенности. Мода, запечатленная в дизайне костюмов, мебели, интерьеров - также предмет искусства.
  Впервые в России показанные вместе, в одном издании, эти приметы стилей разных эпох передают аромат прошедшего времени.

 

 

Отдел «Редкая книга»

Неоклассицизм в России

neoklass
  Неоклассицизм - ретроспективное по своей окраске направление в искусстве Европы и США начала XX века, представители которого в заботе о создании "большого искусства", "большого стиля" будущего обращались к высоким традициям античности, эпохи Ренессанса и классицизма. Оно дало миру непреходящей ценности архитектуру, изобразительное и прикладное искусство, имена П.Пюви де Шаванна, М.Дени, Ф.Штука, Ф.Ходлера, А.Майоля, Э. А.Бурделя и других. Идеи неоклассицизма питали поиски А.Дерена, П.Пикассо, Д.Северини, Д.де Кирико, С.Дали и других.

 

 

Отдел «Редкая книга»

 

Владимир Лукич Боровиковский. Религиозная живопись.

borovikovsky_book
  Альбом-каталог выставки, посвященной 250-летию со дня рождения художника. Впервые в полном объеме будут представлены работы религиозного содержания кисти Боровиковского из собраний Русского музея, Третьяковской галереи, Тверской областной картинной галереи, Государственного Музея Истории Религии, Сергиево-Посадского музея - всего около 50 живописных работ, 5 рисунков.
  Учитывая, что в коллекции Русского музея хранится большой корпус работ выдающегося живописца (почти 70 произведений) и значительная часть созданных им портретов находится в постоянной экспозиции, Русский музей представил публике наименее известную часть творческого наследия Боровиковского - его живопись на религиозные сюжеты. Впервые будет экспонироваться на выставке - как часть коллекции музея - икона-картина "Распятие", приобретенная в 2008 году для Русского музея Министерством Культуры Российской Федерации у частного коллекционера.

 

 

Отдел «Редкая книга»

 

Американские художники из Российской империи

am_hud
Живопись, скульптура из музеев, галерей США и частных коллекций.

  Американские художники из Российской империи - тема, возникшая в стенах Русского музея около пяти лет тому назад как продолжение цикла "Искусство русской эмиграции". До этого, в 2003 году, в Санкт-Петербурге, во Франции и в Германии была организована выставка "Русский Париж". В будущем авторы надеются проследить судьбу русской художественной эмиграции в Германии и других странах.
   Специальное обращение к творчеству эмигрировавших художников ни в коем случае не является желанием окрасить в русские цвета искусство разных стран. Для истории российской культуры эта тема важна прежде всего из-за запрета в Советском Союзе 1930-1960-х годов даже упоминать о тех, кто уехал из страны. По этой причине имена многих художников, как и деятелей других областей культуры, успевших стать известными у себя на родине, практически были вычеркнуты из истории национального искусства. Чем они занимались после отъезда, как сложились их судьбы, в каких творческих отношениях они были с культурой принявшей их страны - эти и другие вопросы до сих пор еще часто остаются без ответа.
  Имена многих художников, уехавших в детстве или не ставших знаменитыми на родине, в лучшем случае, упоминаются в справочниках. Их творчество, как правило, неведомо соотечественникам.

 

 

Отдел «Редкая книга»

 

Рисунок и акварель в России. XX век.

risunok
  Используя особенности графической коллекции Русского музея, визуальный ряд в предлагаемом вниманию читателей издании выстроен с акцентом на образцы высокого художественного качества рисунка и акварели в пространстве минувшего века. Избранные в качестве примеров произведения преимущественно принадлежат к разделу станкового творчества, не связанного ни с подготовительной, так называемой лабораторной, графикой, ни с книжной иллюстрацией, ни с театральными постановками. Эти рисунки свидетельствуют не только о смелых и плодотворных решениях профессиональных проблем, о глубине пластического мышления, о поиске новых форм, об эстетических пристрастиях, но и дают представление об участии их авторов в событиях, которыми так богата летопись художественной жизни России. И самое важное - рисунки, каждый по-своему, "рассказывают" об отношении к действительности и о различных видах ее художественного преображения в XX столетии.
  Основное отличие графического искусства XX века заключалось в изменении самого приема рисования. Теперь, в отличие от предыдущего столетия, художник следовал за развитием замысла, не опираясь на предварительные этюды и наброски, и чаще всего создавал свой рисунок сразу как окончательный вариант. Между идеей и воплощением больше не стояли многочисленные обязательные зарисовки и штудии. Композиционный эскиз принимал вид законченного произведения без промежуточных стадий. Нарисованный с натуры портрет или натюрморт, даже имеющий вид "незавершенного", обладал художественной ценностью и имел право сразу быть представленным зрителям, - для них такой рисунок не уступал картине.
  В современном сознании рисунок и акварель XX века по своим художественным достижениям рассматриваются как совершенно равнозначные с живописью виды изобразительного творчества.

 

 

Отдел «Редкая книга»

 

Вера Федяевская. «Жизнь. Творчество»

fediyaevskaya
Вера Федяевская:
«Самое трудное - учить самого себя и рассказывать о себе. Любая работа художника – это его биография. Мои пристрастия и интересы – пейзаж, станковая композиция, книга. Люблю работать над ритмом листа, искать в нем равновесие...»

  Монография о жизни и творчестве Заслуженного художника России Веры Константиновны Федяевской – ученице Владимира Фаворского. Она известна своими графическими, живописными работами, а также книжными иллюстрациями.

 

 

Зал изобразительных искусств

 

«Молодые художники России». 2001/2007/2010 годов

youngpainters
(Живопись – Скульптура – Графика – Плакат – Монументальное искусство – Иконопись – Декорационное искусство теар и кино – Народное искусство –
Декоративно-прикладное искусство – Искусствоведение)


  В альбоме представлены произведения 270 участников всероссийских выставок «Молодые художники России», а также включены работы, ставшие заметным явлением в экспозициях всероссийских выставок, но по тем или иным причинам, не отмеченные наградами.
  Произведения разных направлений, тематики, жанров будут интересны широкому кругу читателей, желающих понять тенденцию развития современного искусства.

 

 

Зал изобразительных искусств

 

«Атлас чудес света»

atlas
  Богато иллюстрированная и рассчитанная на самый широкий круг читателей, прежде всего интересующихся искусством и путешествиями, книга-альбом знакомит читателей с замечательными памятниками архитектуры, создававшимися в разных уголках земного шара, на всех континентах, на протяжении почти десяти тысяч лет. Эти творения, среди которых храмы и дворцы, мосты и плотины, небоскребы и пирамиды, а также многое другое, - плод фантазии, вдохновения и рук человека.
  Структура книги облегчает знакомство с памятниками, все они сгруппированы по континентам и представлены в хронологическом порядке.

 

 

Зал изобразительных искусств

 

«Из русской жизни XVIII – начала XX века»

russianlife
«Бытовой жанр в русском изобразительном искусстве формировался столь сложно и неоднозначно, как ни один другой. В нем проявилось, особенно в ранний период, совершенно особое, специфическое соотношение и взаимодействие различных видов изобразительного искусства, не свойственное другим европейский художественным школам...»

  Вводная статья Наталии Соломатиной (цитата из которой приведена выше), посвящена анализу основных этапов формирования в России бытового жанра в живописи, рисунке, акварели, гравюре и литографии с момента его зарождения в XVIII веке до эпохи расцвета во второй половине XIX – начале XX века, когда иллюстрированные книги и журналы получили широкое распространение.
  Альбом вбирает в себя широкий спектр иллюстративного материала, а также содержит биографии художников картин, помещенных в данном издании.

 

 

Зал изобразительных искусств

 

Сергей Нечаев. «Знаменитые итальянцы в России»

italiansrussia
  Большинству россиян даже в нынешнем мире быстрых переездов и перелетов Италия представляется столь же прекрасной, сколь и далекой, а о давних русско-итальянских связях наши соотечественники порой не подозревают.
Особенно много итальянцев появилось в России в XVIII-XIX веках. Москва, Петербург, другие русские города украшены великолепными творениями Трезини, Растрелли, Росси, Кваренги, Жилярди. Помимо архитекторов, среди живших в России итальянцев были полководцы, художники, ученые... Многие из них остались здесь навсегда.
О судьбах этих людей, внесших огромный вклад в русскую культуру, и рассказывает эта книга.

 

 

Зал изобразительных искусств

 

«1000 произведений великих скульпторов»

1000
  Охватывая период от античности до двадцатого века, эта коллекция скульптуры представляет собой действительно оригинальный обзор западного искусства, предлагая самые разнообразные работы - от мифологических и религиозных до минималистических и провокационных.
Роднит их одно - все они творения великих мастеров. Шедевры, помещенные на страницах книги, - зеркало эпохи, художника и его времени. Читатель совершает экскурс не только в историю искусства, но и в саму историю.

 

 

Зал изобразительных искусств