«Таран - оружие героев!»
Воздушные и наземные таранные атаки во время Великой Отечественной Войны.

Вступление.


  «Таран – оружие героев! Слава сталинским соколам – грозе фашистских стервятников». Именно это гласил нарисованный А. Волошиным в 1941 году плакат, посвященный первым таранным атакам Великой Отечественной Войны. И действительно, воздушный и наземный таран противника предполагали мастерство, храбрость и исключительную хладнокровность лётчиков Военно-Воздушных Сил РККА. Таранные атаки – это то, чем по достоинству можно гордиться. Однако для полного понимания подобной тактики наших летчиков, той необходимости, которая вынуждала их совершать тараны, следует расставить все точки над i в этом вопросе. Всё-таки, что же такое таран?

Приём воздушного и наземного тарана.


  Вопреки распространённому мнению, воздушный таран не является «тупым» ударом самолёта в самолёт. Перед летчиком стоял выбор цели (определённой части вражеского самолёта) и средств для её поражения. Лётчики Первой мировой войны, летая на самолётах с неубирающимся шасси, применяли удар шасси по крылу. Удар пропеллером двигателя (которые стали в десятки раз мощнее по сравнению с двигателями Первой мировой) по хвостовому оперению самолёта противника был одним из самых используемых во время Второй мировой. Удар крылом самолёта противника применялся как в Первую, так и во Вторую мировую войну и всегда наносился по разным точкам вражеского самолёта; кто-то вспарывал верх самолёта, кто-то ломал его крыло. Наземные тараны и тараны морских объектов авиацией в отечественной историографии получили название «огненный таран».
  В западной же историографии давно сложилось устойчивое мнение, что тактика таранов самолётами изначально сложилась в начале Великой Отечественной Войны, когда немецкие Люфтваффе имели подавляющее превосходство над ВВС РККА. Однако это не так. Нашим соотечественникам доподлинно известно о подвиге Пётра Николаевича Нестерова. 26 августа (8 сентября по новому стилю) 1914 года в 6 километрах от города Жолква лётчик сознательно, презрев личную безопасность, поднялся на своём лёгком «Моране», настиг австро-венгерский самолёт-разведчик и ударил по нему. Вследствие невозможности правильного учёта поступательной скорости машин Нестеров нанёс удар не колесами шасси, а двигателем между двумя несущими поверхностями вражеского биплана. Оба самолёта рассыпались в воздухе; от удара Петра Нестерова выбросило из аппарата, и он разбился об землю.
  За годы Первой мировой Войны русские летчики совершили 3 таранных атаки. В 1916 году таранные атаки появились и на Западном фронте. Лесли Форбс, таранивший германский «Альбатрос», стал первым английским летчиком, совершившим воздушный таран. Наземных таранов зафиксировано не было, да и слабость и архаичность машин того времени не позволяла нанести какой-либо серьёзный урон врагу. Таранные атаки во время Первой мировой носили ограниченный характер; до недавних пор также считалось, что их применили лишь два русских лётчика (Нестеров и Казаков).

Преумножая потери противника.


  26 июня 1941 года на боевой вылет в район Радошковичи – Молодечно вылетело звено из двух тяжелых бомбардировщиков ДБ-3Ф (Ил-4). Командиром звена был назначен капитан Николай Францевич Гастелло. Во время бомбардировки противника зенитная артиллерия нанесла непоправимый ущерб самолёту Гастелло. Командир бомбардировщика и остальные 3 члена экипажа – Бурденюк, Калинин и Скоробогатый принимают решение направить горящий самолёт в скопление техники противника. Удар наносится по механизированной колонне немецких войск: все члены экипажа погибли, и на месте падения экипаж Воробьёва и Рыбаса (второго бомбардировщика в звене) зафиксировал огромный столб дыма.
  Стоит отметить, что в этом же районе совершил огненный таран экипаж бомбардировщика под командованием Александра Спиридоновича Маслова (другие члены экипажа – Балашов, Реутов, Бейскбаев). Близость двух событий, произошедших в один день, уже не первое десятилетие разделяет историков на два лагеря: доподлинно известно лишь то, что ранее считавшееся место крушения самолёта Гастелло у села Декшняны является местом гибели самолёта Маслова. Однако это никоим образом не умаляет подвига экипажа Гастелло. Трагичность и молниеносность событий самых первых дней войны просто не позволили доподлинно определить места падений двух самолётов, а само использование огненного тарана экипажами не дает шансов идентифицировать останки пилотов.
  Оба экипажа, Николая Гастелло и Александра Маслова, были награждены почётными боевыми орденами, а память об их геройском подвиге почитается: в честь них устанавливают памятники, называют улицы и школы.

Первые воздушные тараны в ночном небе.


  В ночь на 7 августа 1941 года Виктор Васильевич Талалихин на морально устаревшем истребителе И-16 тип 24 одним из первых в мире совершил ночной воздушный таран. Талалихин вылетел по тревоге для отражения налёта бомбардировщиков Хейнкель-111 на Москву. В районе деревень Добрынихи и Щеглятьево на высоте 4800 метров он обнаружил один из бомбардировщиков. Экипаж последнего был опытным и резко менял направления полёта и маневрировал, пытаясь оторваться. Потратив весь боезапас и будучи раненым в руку, Виктор Васильевич принимает решение таранить вражескую машину. С отрубленным хвостом вражеский Хейнкель камнем пошёл вниз, а Талалихин успешно приземлился на парашюте. За эту атаку Виктор Васильевич Талалихин получил звание Героя Советского Союза. В последующих боях им было сбито ещё 5 машин противника, однако в воздушном бою около Подольска в том же 1941 году он был сбит и погиб. Ради справедливости стоит отметить, что самый первый воздушный таран совершил Евгений Николаевич Степанов в ночном небе Испании в 1937 году, таранив итальянский бомбардировщик S.M. 81. Степанов прошел через Гражданскую Войну в Испании, столкновение на Халхин-Голе, Советско-финскую и Великую Отечественную Войну. Своего «Героя» Степанов получил ещё в 1939 году. С успехом пройдя все войны, в мирное время Евгений Николаевич Степанов работал при ДОСААФ, а затем занимал пост вице-президента Международной Авиационной Федерации. Прожив богатую событиями 85-летнюю жизнь, Евгений Николаевич умер в 1996 году.

Единственная в мире.


  Лётчица Екатерина Ивановна Зеленко – единственная женщина в мире, совершившая воздушный таран. Её любовь к небу проявлялась ещё с юношества – она отучилась в аэроклубе Воронежа, а после отправилась в 3-ю авиационную школу летчиков и летчиков-наблюдателей в городе Оренбург. Школу Екатерина Ивановна окончила с отличием. Всю свою жизнь Зеленко связала с военной авиацией.
  С самого начала драматических событий Великой Отечественной Войны Екатерина Ивановна участвовала в боях в составе 135-го бомбардировочного авиаполка. Она совершила 40 боевых вылетов. В одном из них Зеленко командовала группой бомбардировщиков, которые уничтожили 45 танков, 20 автомобилей и до батальона пехотинцев противника. Потери группы бомбардировщиков – 0 единиц самолётов.
  12 сентября 1941 года Екатерина Ивановна Зеленко на своём Су-2 в третий раз вылетела на разведывательную операцию. На обратном пути она заметила, как два советских самолёта находятся под атакой семи немецких Мессершмиттов Bf-109. Зеленко принимает бой: она сбивает один истребитель, а второй таранит. В результате таранной атаки оба самолёта оказались уничтоженными.
  Особо стоит отметить, что Су-2 Екатерины Ивановны являлся легким бомбардировщиком и, следовательно, имел меньшую скорость и манёвренность, чем истребители врага. Для курсовой стрельбы имелось только 2 пулемета, тогда как скоростные и маневренные Bf-109 обладали минимум 2 пулеметами и, в зависимости от модификации, 1 или 2 автоматическими пушками. В такой ситуации уничтожить два истребителя было практически невыполнимой задачей. Посмертно бесстрашной лётчице были присвоены орден Ленина и «Золотая Звезда» Героя Советского Союза.

На грани невозможного.


  Как мы уже знаем, тараны стали неотъемлемой частью борьбы советских лётчиков с немецкими войсками. К сожалению, многие лётчики не выживали после таранных атак. А Борис Иванович Ковзан выжил и после четырех таранных атак, продолжая сражаться на протяжении всей Великой Отечественной Войны. Это история небывалого мастерства и фортуны.
  Борис Иванович воевал в составе советских ВВС с самого начала войны. 29 октября 1941 года он на самолёте МиГ-3 вылетел для сопровождения штурмовиков. Защищая их от истребителей, Ковзан уничтожил один самолёт, однако израсходовал весь боезапас. Возвращаясь на аэродром, Борис Иванович увидел разведчик Ю88 и, чтобы не дать ему уйти, принял решение таранить его. Разведчик пошёл к земле и разбился, а Ковзан спокойно совершил посадку на аэродром.
  22 февраля 1942 года и 8 июля 1942 года на истребителе Як-1 Борис Ковзан таранил бомбардировщик и истребитель противника соответственно. В обоих случаях, Ковзан сумел совершить посадку на поврежденном самолёте. 13 августа 1942 года в районе города Старая Русса капитан Ковзан на истребителе Ла-5 обнаружил группу из семи бомбардировщик Ю88 и шести сопровождавших их истребителей Bf-109. Один из вражеских Bf-109 был сбит меткой очередью новейшего истребителя Ковзана, после чего тот устремился к бомбардировщикам. Неожиданно очередь бортового пулемёта бомбардировщика ударила по кабине, при этом Ковзан был ранен в правый глаз. Он попытался выброситься из кабины, но ему не хватало сил. В это время по курсу его истребителя показался бомбардировщик Ю88, и Борис Иванович принимает решения направить горящий самолёт в него. От удара оба самолёта в воздухе развалились на куски. Ковзан выпадает через открытый фонарь кабины самолёта. Сил открыть парашют у летчика не было.
  С высоты в 6000 метров Борис Ковзан падает в болото, что и спасает ему жизнь. У него сломана левая нога, рука, ребра грудной клетки. Летчик чуть не захлебнулся, но его вовремя вытащили крестьяне из колхоза. Те переправляют его к партизанам. Через линию фронта чудом удается переправить раненого Ковзана в советский госпиталь. Десять месяцев Ковзан провёл на лечении. Но это не мешает продолжить службу. Борис Иванович добивается разрешения на возвращение в истребительную авиацию. До конца войны Ковзан сбил ещё 6 машин противника.
  Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года Борис Иванович Ковзан был награжден медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза. Помимо этого, он был награжден множеством орденов и медалей. После войны закончил Военно-Воздушную Академию, а затем работал начальником аэроклуба. После переезда в Минск спокойно прожил остаток жизни и умер в 1985 году.

Заключение.


  Конечно, таран нашел применение не только в Великой Отечественной, но и во всей Второй мировой войне. Прославились английский пилот Рей Холмс, таранивший немецкий бомбардировщик Ю-88, немецкий летчик Вернер Герт, таранивший три американские «летающие крепости» B-17. Хуберт Хеккман таранил истребитель P-51 «Мустанг» американского летчика Беннета; англичанин Джозеф Берри таранил немецкие самолёты-снаряды Фау-1. К совершенно другой сфере деятельности относятся преднамеренные атаки японских камикадзе, исчислявшиеся тысячами. Однако в отличие от других фронтов Второй Мировой, советские лётчики применяли вынужденные тараны в сотни раз больше, чем их противники и союзники. Сотни уничтоженных вражеских целей, десятки выживших советских летчиков наглядно демонстрируют, что это были не фанатичные сакральные действия, а обдуманные и вынужденные меры.
  Но с 90х годов XX века у нас в стране отчетливо проявляется тенденция к «развенчанию мифов советской пропаганды». Это не поиск истины, а откровенное передёргивание исторических фактов и клевета на героев тех времён. Говорится, например, что экипаж бомбардировщика Гастелло вообще не совершал огненного тарана, а просто упал в болото. Воздушные тараны Ковзана объясняются тем, что тот, оказывается, не умел пользоваться бортовым вооружением! Однако подобны «аргументы» не выдерживают никакой критики. Даже самые острые критики огненного тарана Гастелло сходятся на том, что даже если тарана не было, то намерения таковые были: самолёт развернулся в воздухе в сторону деревни Мацки (в который находились немецкие войска). А как летчик-истребитель Ковзана мог не знать азов управления самолётом – просто непостижимо.
  Как бы ни старались лже-исследователи, память о героических предках из сознания народа вычеркнуть попросту невозможно. А подлинные, патриотически настроенные историки обязательно прольют свет истины на все неразрешенные вопросы той Великой Войны!

Приложения.
Летчики-Герои

gastello02
    Николай Францевич Гастелло
maslov01
    Александр Спиридонович Маслов
talalihin02
    Виктор Васильевич Талалихин
stepanov02
    Евгений Николаевич Степанов
zelenko02
    Екатерина Ивановна Зеленко
kovzan02
    Борис Иванович Ковзан

 

Техника советских лётчиков


db3f02
ДБ-3Ф (Ил-4)

i1602
И-16 тип 24

mig301
МиГ-3

la502
Ла-5

su202
Су-2

yak102
Як-1

Источники


М.Козырев и В.Козырев «Специальное оружие Второй мировой войны»
В. Соколов «Таран Нестерова»
С. Утехин «Виктор Талалихин»
Г. Зимин «Истребители»
Документальный фильм «Герои Победы. Екатерина Ивановна Зеленко»
Интернет-проект «Герои Страны» - www.warheroes.ru

Красанов Тимофей Григорьевич,
Государственное бюджетное образовательное учреждение лицей №1574, 11 «В» класс.
Москва, 2015.