«Умный воздух» Гора Чахала

apofatika_chakhal

Мир без Бога – каким бы он был – показал художник-авангардист Гор Чахал в новом проекте «Апофатика».
2 сентября выставка начала работу в Библиотеке искусств им. А.П. Боголюбова.


«Центральное произведение этого проекта представляет собой пять двусторонних зеркальных пластин, из которых удалено слово ИИСУС. На остающейся поверхности отражается окружающее пространство, включая находящихся там зрителей. Визуально в этом пространстве Иисуса нет – это мир без Бога.

В то же время пустоты в пластинах, очерчивающие отсутствующее слово, сливаясь с атмосферой помещения, делают воздух «умным» – приводят зрителя к ощущению невидимого присутствия Бога, повсюду разлитого в воздухе. Христос посреди нас…»

Таким образом художник передает принцип апофатического богословия – негативной теологии, которая стремится выразить сущность Бога путем отрицания всех возможных определений как несоизмеримых с Его природой. В апофатике Бог предстает как принципиально невыразимое.

– Это очень сложная выставка. Без сомнения, люди, которые впервые знакомятся с современным искусством, могут быть удивлены. Но удивление – один из атрибутов христианства, которое сверх понимания человеческого разума, – говорит Гор Чахал. – Работы на этой выставке не только связаны между собой, но еще и имеют отсылки к предыдущим моим работам.

По словам художника, не зная контекста его творчества, очень сложно досконально осмыслить и эту экспозицию. Однако он всегда отдает предпочтение многоуровневым проектам.

– И я всегда думаю о зрителях, поскольку современное искусство становится завершенным именно в глазах зрителя. Это сказал еще в начале ХХ столетия известный авангардист Марсель Дюшан. И без зрителя, который со-творит с художником в восприятии произведения искусства, искусство не работает.

Как отметил директор Библиотеки искусств им. А.П. Боголюбова Владимир Семенов, выставка такого формата – первая в библиотеке, но абсолютно не случайная:

– Это направление сакрального духовного поиска в искусстве сегодня занимает незаслуженно мало места и неправомерно забыто. Перед обществом стоит задача поднимать планку искусства, и мы будем и далее развивать столь важную, деликатную и тонкую тему. И хочется, чтобы это направление воспринималось Русской Православной Церковью – мы ищем диалог современного искусства и Церкви.

По мнению богослова и миссионера иеромонаха Димитрия (Першина), на выставке Гора Чахала «Апофатика» представлено то, «что находится за пределами слов». С конца ХХ века мы вновь проходим поворот исторической спирали, сопоставимый с эпохой III-IV веков, когда у развивающегося христианства была колоссальная конкуренция: возникали манихейство, неоплатонизм и прочие синкретические религиозные учения. В тот же период рождалось великое христианское богословие и великое искусство, на волне которого мы до сих пор и движемся. Однако ХХ век смел многие традиционные формы, наступил момент некой перезагрузки – время, когда современное искусство пытается дать новый ответ на вечный вопрос.

– Я изначально был радикальным авангардистом, – говорит Гор Чахал. – Но интересно, что область, к которой относится искусство, обозначается словом «сфера». Сфера искусства. А у сферы, как известно, нет границ. И крайности в сфере всегда смыкаются. Поэтому, двигаясь в направлении радикального авангардизма, я естественным, на мой взгляд, образом оказался в пределах традиционного православия.

– Гор Чахал – достаточно известный человек. И в 1990-е годы на его персональных выставках были толпы людей – те, кого сейчас называют истеблишментом современного искусства, – говорит Андрей Яхнин, автор книги «Антиискусство. Записки очевидца». – Там были известные кураторы, искусствоведы, художники. Гор не изменился: он ищет свои какие-то внутренние пути. Но в результате этого поиска он зашел на достаточно опасную зону, которая связана с христианством. А современное искусство, которое является основой современной цивилизации и культуры, как это ни прискорбно, не просто религиозно или анти-религиозно – оно имеет древний антихристианский вектор. И после того как Гор вступил на такую достаточно сложную территорию, эти люди стали постепенно отходить от него. Сейчас он для них практически враг – это факт, увы. Сегодня здесь я не вижу ни одного человека из них, даже тех, кто симпатизирует его искусству. Видимо, они тоже находятся в этом общем тренде.

При этом Гор делает очень важную вещь, которая не всем пока понятна и не всеми оценена. Он пытается ответить на вопрос для себя и для зрителя: может ли быть современное христианское искусство внелитургическим, говорящим со зрителем нетрадиционным современным языком.

По мнению автора проекта «Апофатика», на самом общем уровне восприятия выставки важны не конкретные работы, а атмосфера. «Как я ее называю – «умный воздух», который преображает эти отдельные работы. И этот умный воздух – самое главное на этой выставке», – отметил Гор Чахал.

» Подробнее

«Москва в деталях»: Как преобразились столичные библио...

Александр Кибовский – о новом облике московских библиотек

Источник: http://tv.m24.ru/videos/110492

 

Выставка советского киноплаката в Библиотеке Боголюбо...

Большинство мероприятий всероссийской «Ночи кино» завершились с наступлением утра. Но на некоторых площадках в рамках акции стартовали долгосрочные проекты. Одним из них стала выставка советского плаката в столичной Библиотеке искусств имени Боголюбова. На ней представлено около сотни работ из частной коллекции.

История русского киноплаката началась еще во времена Российской империи, в 1908 году, когда на экраны вышел первый отечественный игровой фильм «Понизовая вольница». На открытой выставке – самый ранний киноплакат – «Золушка» 1947 года. Именно с неё началась коллекция Михаила Спичкова.

«Сначала я хотел собирать только плакаты 1950-х годов, потому что эта атмосфера, романтика 50-х очень нравилась. Я очень любил фильмы «Укротительница тигров», «Неподдающиеся». Потом уже перешел на 60-е. И так до 80-х», - рассказал Михаил Спичков.

Сегодня в коллекции Спичкова – около 200 киноплакатов. Экспозиция построена по хронологии, чтобы у зрителей была возможность проследить трансформацию этого вида искусства. Например, в послевоенные годы на смену литографии пришла офсетная печать. Художники начали экспериментировать с цветом. Киноплакат стал сюжетно-психологическим, раскрывал содержание и настроение фильма.

Александр Шклярук, искусствовед, ведущий специалист в области русского и советского плаката: «Одним из таких блистательных рисовальщиков и рекламистов был Борис Зеленский. Это патриарх нашего советского киноплаката, который сумел внести мягкую, лирическую ноту в киноплакат, который сразу оживил улицы. Как раз работы Зеленского, очень реалистичные, дышат жизнеутверждающей силой».

Расцвет жанра пришелся на время оттепели. В начале 1960-х в главное издательство киноплаката «Рекламфильм» пришла группа молодых художников - Мирон Лукьянов, Василий Островский, Вилен Каракашев. Они создали новый стиль, новый, подчёркнуто условный, графический язык, активно использовали метафоры.

«Плакат Василия Островского "Бриллиантовая рука", представленный на выставке, я считаю, по образности, по лаконичности является шедевром. В одном листе сосредоточено все: и содержание фильма, и главный герой, и какая-то идея, и юмористическая нота, и парадоксальность. Что привлекает и к фильму внимание, и к плакату», - отметил Александр Шклярук.

В эпоху застоя плакаты стали эклектичными: мастера экспериментировали с постановочными фотографиями, создавали коллажи. В конце 1980-х возникла так называемая шоковая эстетика: в плакатном искусстве стали использоваться сюрреалистические комбинации, аллегории, ирреальные персонажи. Киноафиши этого времени стали похожи на настоящие живописные полотна.

http://tvkultura.ru/article/show/article_id/155867

 

Новое в прочтении музыки

DSCN0544_02

  Шестой год в Каминном зале Библиотеки искусств имени А.П. Боголюбова выступает с концертами Галина Насыпная ― выпускница Ленинградской консерватории, пианистка, музыковед и композитор, кандидат педагогических наук, доцент. Прошло девять концертов, которые составляют цикл «Новое в прочтении музыки». Их особенность и новизна: исполняемая музыка сопровождается чтением эссе, в которых словесно-поэтическим языком отображены самые важные моменты звучащих произведений. Концерты основаны на сочинениях композиторов-классиков, а также авторских композициях (в разных соотношениях) и отражают поиск новых форм концертного выступления. Исполнение классики отличается проникновенностью, яркой образностью, логической завершенностью. Вызывают интерес слушателей и авторские композиции. Прочитанные эссе помогают в восприятии музыки.
  Первый концерт (июнь 2012) ― это, можно сказать, калейдоскоп разнохарактерных миниатюр, из классического наследия прозвучали сочинения Ф. Куперена, Л. Бетховена, М.П. Мусоргского, И. Альбениса, К.Дебюсси. Второй концерт (май 2013) ― тематический, его подзаголовок «Улыбнёмся…»: исполнялись сочинения, так или иначе связанные со сферой забавного, смешного. Классика в этом концерте представлена творчеством Ф.Куперена, Л.Бетховена, П.И. Чайковского, А.Дворжака, Э. Мак-Доуэлла, К. Дебюсси. Третий концерт (май 2014) ― презентация сборника Галины Насыпной «Сочинения для фортепиано» с исполнением входящих в него двадцати авторских сочинений. Звучала музыка А.Л. Гурилёва, Ф. Шопена. В сентябре 2014 года состоялся четвёртый концерт. Слушатели познакомились с моноспектаклем Галины Насыпной «Мой маленький театр», в котором авторская музыка и эссе объединены сценарной идеей выбора жизненных ценностей, помогающих современному человеку. Премьера. Из классики исполнялись сочинения Э. Мак-Доуэлла, А.Л. Гурилёва, Ф. Шопена. Пятый концерт (октябрь 2014) ― первое исполнение концертно-театральной программы «Довольство жизнью» (с диалогом), направленной на улучшение настроения человека. Основа программы ― сочинения Й. Гайдна, Ф. Листа, Ф. Шопена, И. Альбениса, Э. Мак-Доуэлла, К. Дебюсси, П.И. Чайковского. Шестой концерт (февраль 2015) ― повторное исполнение моноспектакля Галины Насыпной «Мой маленький театр». 1 февраля 2016 года состоялся седьмой концерт ― премьера программы «Французская музыка: Ф. Куперен, Ж.-Ф. Рамо, К. Дебюсси». Это первая программа цикла «Новое в прочтении музыки», включающая только сочинения композиторов-классиков. Прозвучала музыка столь любимого слушателями галантного стиля и импрессионизма. На основе сочинений Ф.Куперена, К.Дебюсси, а также музыки М. Леграна, Ф. Лея, С. Адамо появился моноспектакль Галины Насыпной «„Девушка с волосами цвета льна“, как зовут Вас?», исполненный в июне 2016 года (восьмой концерт цикла «Новое в прочтении музыки»). Моноспектакль о человеке, который ищет спутницу жизни, обращаясь к искусству ― классической музыке. Январь 2017 года, девятый концерт. Премьера программы «Музыкально-исторический веер», дающей общее представление об изменениях музыкального языка в разрезе времени. Исполнялись сочинения Д.Скарлатти, Л.Бетховена, И. Брамса, И .Альбениса, К.Дебюсси, Б. Бартока, С.В. Рахманинова, Э. Грига, П.И. Чайковского, Ф. Шопена, Ж.-Ф. Рамо, а также авторские сочинения.

» Подробнее

 

История русского чтения глазами библиотекарей

В честь «Библионочи» мы сделали портреты сотрудников семи московских библиотек — от «Чеховки» до библиотеки Достоевского. В результате получилась история современного чтения: от инкунабул до Wi-Fi, от Гоголя до Окуджавы, от Донцовой до Улицкой, от Бедроса Киркорова до музыкантов-электронщиков.

» Подробнее

 

Мы помним, гордимся и чтим

"Мы помним, гордимся и чтим", - под таким названием в Библиотеке искусств им. А.П.Боголюбова 7 мая 2014 г. прошло мероприятие, посвященное Дню Победы, для группы продленного дня 2-х классов (руководитель Попова И.Н.).

» Подробнее