Новое в прочтении музыки

DSCN0544_02

  Шестой год в Каминном зале Библиотеки искусств имени А.П. Боголюбова выступает с концертами Галина Насыпная ― выпускница Ленинградской консерватории, пианистка, музыковед и композитор, кандидат педагогических наук, доцент. Прошло девять концертов, которые составляют цикл «Новое в прочтении музыки». Их особенность и новизна: исполняемая музыка сопровождается чтением эссе, в которых словесно-поэтическим языком отображены самые важные моменты звучащих произведений. Концерты основаны на сочинениях композиторов-классиков, а также авторских композициях (в разных соотношениях) и отражают поиск новых форм концертного выступления. Исполнение классики отличается проникновенностью, яркой образностью, логической завершенностью. Вызывают интерес слушателей и авторские композиции. Прочитанные эссе помогают в восприятии музыки.
  Первый концерт (июнь 2012) ― это, можно сказать, калейдоскоп разнохарактерных миниатюр, из классического наследия прозвучали сочинения Ф. Куперена, Л. Бетховена, М.П. Мусоргского, И. Альбениса, К.Дебюсси. Второй концерт (май 2013) ― тематический, его подзаголовок «Улыбнёмся…»: исполнялись сочинения, так или иначе связанные со сферой забавного, смешного. Классика в этом концерте представлена творчеством Ф.Куперена, Л.Бетховена, П.И. Чайковского, А.Дворжака, Э. Мак-Доуэлла, К. Дебюсси. Третий концерт (май 2014) ― презентация сборника Галины Насыпной «Сочинения для фортепиано» с исполнением входящих в него двадцати авторских сочинений. Звучала музыка А.Л. Гурилёва, Ф. Шопена. В сентябре 2014 года состоялся четвёртый концерт. Слушатели познакомились с моноспектаклем Галины Насыпной «Мой маленький театр», в котором авторская музыка и эссе объединены сценарной идеей выбора жизненных ценностей, помогающих современному человеку. Премьера. Из классики исполнялись сочинения Э. Мак-Доуэлла, А.Л. Гурилёва, Ф. Шопена. Пятый концерт (октябрь 2014) ― первое исполнение концертно-театральной программы «Довольство жизнью» (с диалогом), направленной на улучшение настроения человека. Основа программы ― сочинения Й. Гайдна, Ф. Листа, Ф. Шопена, И. Альбениса, Э. Мак-Доуэлла, К. Дебюсси, П.И. Чайковского. Шестой концерт (февраль 2015) ― повторное исполнение моноспектакля Галины Насыпной «Мой маленький театр». 1 февраля 2016 года состоялся седьмой концерт ― премьера программы «Французская музыка: Ф. Куперен, Ж.-Ф. Рамо, К. Дебюсси». Это первая программа цикла «Новое в прочтении музыки», включающая только сочинения композиторов-классиков. Прозвучала музыка столь любимого слушателями галантного стиля и импрессионизма. На основе сочинений Ф.Куперена, К.Дебюсси, а также музыки М. Леграна, Ф. Лея, С. Адамо появился моноспектакль Галины Насыпной «„Девушка с волосами цвета льна“, как зовут Вас?», исполненный в июне 2016 года (восьмой концерт цикла «Новое в прочтении музыки»). Моноспектакль о человеке, который ищет спутницу жизни, обращаясь к искусству ― классической музыке. Январь 2017 года, девятый концерт. Премьера программы «Музыкально-исторический веер», дающей общее представление об изменениях музыкального языка в разрезе времени. Исполнялись сочинения Д.Скарлатти, Л.Бетховена, И. Брамса, И .Альбениса, К.Дебюсси, Б. Бартока, С.В. Рахманинова, Э. Грига, П.И. Чайковского, Ф. Шопена, Ж.-Ф. Рамо, а также авторские сочинения.

  Следует отметить, что предложенные вниманию слушателей программы часто имеют трехчастную форму, в которой средняя часть выполняет функцию своеобразного антракта также со звучащей музыкой, но без эссе. В средней части в разных программах исполнялись сочинения А.Л. Гурилёва («Матушка-голубушка», переложение для фортепиано М.И.Бернарда), П.И.Чайковского («Утреннее размышление» соч.39 №1, «Май. Белые ночи» соч.37 бис №5, «Вечерние грезы» соч.19 №1), Ф.Шопена (Прелюдии соч.28 №1, 7, Вальс соч.70 №2), Ж.-Ф.Рамо (Тамбурин из сюиты ми минор). Было показано, что именно помогает композиторам раскрыть образное содержание музыки (словесный текст романса, эпиграф, ярко образное название, музыкальный контекст и сюжет сценического произведения). В программе «Музыкально-исторический веер» изложение материала дано в прямой и обратной хронологической последовательности (от XVIII века до современности и опять в глубину времен). Сочинения П.И.Чайковского, Ф. Шопена, Ж.-Ф. Рамо («Диалог» соч.72 №8, Ноктюрн соч.48 №2, Мюзет из сюиты ми минор) без эссе прозвучали в завершающей части концерта, здесь же затрагивался вопрос об отношении Ф.Шопена к программности.
  Концерты прошли успешно, с пожеланием дальнейших творческих встреч. Галина Анатольевна неоднократно передавала в дар Библиотеке свои разработки «эссе», включающие словесные интерпретации музыкальных произведений, а также CD, нотные издания авторских сочинений.
Слушатели приглашены посетить сайт «Концерты Галины Насыпной» по адресу: music-essay-concert.ru

Программа концерта Галины Насыпной «Музыкально-исторический веер», исполненная 24 января 2017 года в Каминном зале Библиотеки искусств имени А.П. Боголюбова:
сочинения академической музыки (Д.Скарлатти Соната ля минор (K 149), Л.Бетховен «К Элизе», И.Брамс Каприччио ре минор соч.116 №7, И.Альбенис Малагенья из сюиты «Испания» соч. 165, К.Дебюсси «Дельфийские танцовщицы» из Прелюдий, тетрадь I, Г.А.Насыпная «Свежесть воды», «Иней на ветвях» из цикла «Явления природы», Б.Барток Багатель соч.6 №2, С.В.Рахманинов Прелюдия ре мажор соч.23 №4, Э.Григ Поэтическая картинка ми минор соч.3 №6, П.И.Чайковский «Диалог» соч.72 №8, Ф.Шопен Ноктюрн фа-диез минор соч.48 №2, Прелюдии соч.28 №1 до мажор, №7 ля мажор, Ж.-Ф.Рамо Musette en Rondeau из сюиты ми минор) с чтением эссе о музыке, с комментариями Галины Насыпной к вопросу о программности.