Выставка советского киноплаката в Библиотеке Боголюбова

Большинство мероприятий всероссийской «Ночи кино» завершились с наступлением утра. Но на некоторых площадках в рамках акции стартовали долгосрочные проекты. Одним из них стала выставка советского плаката в столичной Библиотеке искусств имени Боголюбова. На ней представлено около сотни работ из частной коллекции.

История русского киноплаката началась еще во времена Российской империи, в 1908 году, когда на экраны вышел первый отечественный игровой фильм «Понизовая вольница». На открытой выставке – самый ранний киноплакат – «Золушка» 1947 года. Именно с неё началась коллекция Михаила Спичкова.

«Сначала я хотел собирать только плакаты 1950-х годов, потому что эта атмосфера, романтика 50-х очень нравилась. Я очень любил фильмы «Укротительница тигров», «Неподдающиеся». Потом уже перешел на 60-е. И так до 80-х», - рассказал Михаил Спичков.

Сегодня в коллекции Спичкова – около 200 киноплакатов. Экспозиция построена по хронологии, чтобы у зрителей была возможность проследить трансформацию этого вида искусства. Например, в послевоенные годы на смену литографии пришла офсетная печать. Художники начали экспериментировать с цветом. Киноплакат стал сюжетно-психологическим, раскрывал содержание и настроение фильма.

Александр Шклярук, искусствовед, ведущий специалист в области русского и советского плаката: «Одним из таких блистательных рисовальщиков и рекламистов был Борис Зеленский. Это патриарх нашего советского киноплаката, который сумел внести мягкую, лирическую ноту в киноплакат, который сразу оживил улицы. Как раз работы Зеленского, очень реалистичные, дышат жизнеутверждающей силой».

Расцвет жанра пришелся на время оттепели. В начале 1960-х в главное издательство киноплаката «Рекламфильм» пришла группа молодых художников - Мирон Лукьянов, Василий Островский, Вилен Каракашев. Они создали новый стиль, новый, подчёркнуто условный, графический язык, активно использовали метафоры.

«Плакат Василия Островского "Бриллиантовая рука", представленный на выставке, я считаю, по образности, по лаконичности является шедевром. В одном листе сосредоточено все: и содержание фильма, и главный герой, и какая-то идея, и юмористическая нота, и парадоксальность. Что привлекает и к фильму внимание, и к плакату», - отметил Александр Шклярук.

В эпоху застоя плакаты стали эклектичными: мастера экспериментировали с постановочными фотографиями, создавали коллажи. В конце 1980-х возникла так называемая шоковая эстетика: в плакатном искусстве стали использоваться сюрреалистические комбинации, аллегории, ирреальные персонажи. Киноафиши этого времени стали похожи на настоящие живописные полотна.

http://tvkultura.ru/article/show/article_id/155867